?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Тем временем, наш замечательный редактор, m9a1_gernsbackГернс, подготовил отличную статью про некоторые технические моменты истории.

Для того, чтобы понять историю возникновения в рассматриваемом мире столь разветвленной сети железных дорог и такой неумеренной распространенности железнодорожных перевозок в мире, нам, представителям лучшего из возможных миров, нужно понять несколько фактов.
До того как перейти непосредственно к ним, главный редактор позволит себе небольшую ремарку. Природные ресурсы этого мира значительно меньше, чем в нашем, богаты жидкими углеводородами, ну вот нет у нас нефти, нету. В таком количестве, в котором её потребляли в реальном мире, по крайней мере.
После того, как мы разобрались с нефтью, вернее, её недостатком, можно перейти к остальным фактам. Первый из них, претендующий на главное - проблема с производством тугоплавких, легких и при этом высокопрочных конструкционных материалов. Солидный толчок подобным разработкам в привычном нам мире дала Вторая Мировая война и все ее последствия. В мире игры надежный (то есть имеющий достаточно большой ресурс непрерывного функционирования до постановки на капремонт) двигатель на основе турбины построить не удавалось примерно до второй половины шестидесятых годов. Экономическая его оправданность тоже была под большим вопросом, поэтому спешить и выделять средства на исследования особо не трбовалось. Разработки по реактивной боевой авиации при этом, естественно, велись, но уйти дальше уровня немецких разработок конца Второй Мировой в реальном мире не удавалось довольно долго. Да и не было особенной необходимости, ведь летать было особенно не на чем.
Таким образом, при наличии надежных паровых турбин создание сколь-нибудь приемлимых турбореактивных или даже газотурбинных двигателей (в первую очередь - лопаток для них) было невозможным, в результате чего затормозилась в развитии как внутри-, так и межконтинентальная пассажирская и грузовая авиация; не были долгое время созданы газотурбовозы и газотурбинные океанические корабли, и т.д.
Второе, не менее важное - возникшее в двадцатом столетии движение за улучшение экологии зон проживания населения Земли, обусловленное гораздо более активным потреблением угля, что в свою очередь привело человечество к более ранней заботе об эффекте глобального потепления и необходимости с ним что-то делать. Экологическое движение сыграло свою, весьма негативную роль в разработке новых движителей. “Зеленопланетовцы”, как их окрестили на заре их существования (а затем название прижилось), пользовались благосклонностью правящих кругов Европы, Имеперской России и Северной Америки, и смогли протащить через правительственные согласования большое количество регламентов, предписаний и законов, жестко регулирующих необходимость максимально снижать выбросы дыма и угарного газа в атмосферу планеты.
Табакокурение в этом мире, кстати, тоже не поощряется - и огромной вспышки случаев рака легких в районе семидесятых там не было.
Третье - тот факт, что из-за упомянутых уже изобретений Албейна долгое время потребности в нефти и природном газе в тех масштабах, в каких оно имеется в знакомой нам цивилизации, просто не возникало. Зачем все это, если можно обогащать добываемый карьерным способом уголь и жить припеваючи?

Когда же подняли голову “Зеленопланетовцы”, и вопрос о снижении выбросов из угольных топок встал ребром, стало ясно, что…Замены Просто НЕТ. Количество разведанных запасов нефти и газа было в четыре раза меньше количестваразрабатываемых запасов в нашем с вами мире - иначе говоря, нефть стоила несравнимо дороже угля...
Кроме того, даже если абстрагироваться от себестоимости, которую теоретически можно было бы снизить применением новейших технологий разведки и добычи… собственно, на этой мысли можно остановиться, т.к. технологии производства нового топлива (буровые установки, сопутствующая химия, фракционные колонны и пр.) безнадежно отстали, не подходили для массового, а не экспериментального использования, или просто отсутствовали.
Иными словами, предложить что-то действенное и одновременно с этим менее вредное, а также не стоящее как статуя Свободы - сходу не смог никто… и изобретатели бензинового двигателя, а также герр Дизель получили свои патенты смогли найти применение своим изобретениям на 10-12 лет позже, чем в нашей истории.
Все эти пункты были решающими не только с точки зрения железнодорожных грузо- и пассажироперевозок.

Так, проблема с конструкционными материалами привела к затруднениям в создании решительно всего, в том числе брони для военной техники, сердечников для бронебойных снарядов, прочных корпусов подлодок, каркасов самолетов и многого, многого другого.
Кроме того, отставание с развитием ДВС привели к тому, что ко времени ВМВ моторы на многие сотни лошадиных сил просто были не готовы, разрабатывали их спешно, и полноценно удариться в гигантоманию не смогла ни одна страна, в результате чего тяжелые танки на полях сражений появились ближе к непосредственному концу войны и в следовых количествах.

Изюминка истории с застреленным германским фюрером как раз и заключалась в том, что рассматриваемый супертанк опирался при строительстве на неоправданно дорогие магические артефакты, закупка которых была затруднена войной, и при этом все равно не обладал ультимативной защитой от противотанковых средств того времени (потому как принцип действия кумулятивной струи был изучен - не говоря уже о тривиальных фугасных снарядах), - т.е. по сути был бессмысленнен еще на этапе постановки ТЗ, однако все равно пущен в разработку…

А после войны, на сцене вновь появился Нордстар, на этот раз со своими “черными ящиками”...
Черными ящиками их называют не просто так - нормальный инженер в нутро такого девайса заглянуть хочет, но только один раз и при наличии психиатрической страховки.
Потому что представить в условиях отсутствия нужных конструкционных материалов, мощных турбин и компьютерного управления такую вещь, как Необслуживаемый Ядерный Микрореактор, просто нереально. Это, с позволения сказать, устройство создано на стыке передовой человеческой технологии (насколько передовой? на уровне сумасшедшего ученого) и практически никому не понятной магии.
Магия применяется в этом устройстве для достижения двух целей.
Во-первых, она обеспечивает прямую конвертацию вырабатываемой реактором тепловой энергии в энергию электрическую, минуя традиционные связки из паровых турбин и генераторов - причем с очень высоким КПД, более 70%.
Во-вторых, она является причиной того, что громаду реактора удалось миниатюризовать до размеров куба с ребром 5 метров. Это позволяет хоть как-то поставить “черный ящик” в сильно объевшийся локомотив или сверхтяжелую колесную/гусениченую/шагающую технику.
Эксперименты с постановкой его в самолет пока успехом не увенчались - в обводы корпуса вписать Черную Коробку™ удается, но вот довести до ума получившееся - никак, начиная с защиты экипажа и проблем с электрическими двигателями, и заканчивая весом самого устройства.

Черный ящик имеет фиксированный срок службы 5 лет - вне зависимости от того, на какой мощности его гонять. Несмотря на всю облицовку и защиту, он слегка радиоактивен, уровень пробивающегося излучения растет с ростом выдаваемой мощности. Предположительно, эти изделия обладают максимальной мощностью примерно на 10% выше, чем... можно измерить до прихода в негодность от проникающей радиации измерительных приборов. Про людей промолчим.

Comments

( 9 Телеграмм — Телеграфировать )
pashap
Dec. 13th, 2013 07:31 pm (UTC)
>причем с очень высоким КПД, более 70%
А 30% - обогрев окружающей среды?
_js_
Dec. 13th, 2013 07:38 pm (UTC)
Возможно у Гернса, как автора конкретно этого, есть другой, более логичный вариант, но я бы сказал что теряется не строго на выходе, а при конверсии перед дальнейшим использованием. Возможно, как ты думаешь?
pashap
Dec. 13th, 2013 07:48 pm (UTC)
А неважно, где теряется - главное, что ему нужно нехилое такое охлаждение.
_js_
Dec. 13th, 2013 07:50 pm (UTC)
Это так, да.
m9a1_gernsback
Dec. 13th, 2013 07:52 pm (UTC)
Оно, плюс потери на магическую конвертацию, плюс нетепловое излучение, плюс ниоднасобаканиразбираетсячто. А вообще в истинных тонкостях работы сего устройства разбираются только Те, Кому Положено - и я не из их числа ;))
pashap
Dec. 13th, 2013 08:00 pm (UTC)
Нетепловое - это какое? Или имеется в виду, что кроме четырех типов взаимодействия бывает еще и пятое - магическое?
m9a1_gernsback
Dec. 13th, 2013 08:04 pm (UTC)
А то как же :) Физики даже вольны пытаться объяснять, как именно это вписывается в их картину мира, и какое место занимает в какой именно Стандартной Модели (и есть ли она вообще).

Здесь я честно умолкаю, т.к. на лавры Элиезера Юдковского не претендую.
pashap
Dec. 13th, 2013 08:12 pm (UTC)
Ну, какие-то модели быть должны. Или хотя бы какие-то ограничения, позволяющие всей прочей физике работать нормальным образом.
m9a1_gernsback
Dec. 13th, 2013 08:22 pm (UTC)
Ага, они есть.
( 9 Телеграмм — Телеграфировать )